Галерея изображений >> |
|
Участники Троянской войны >> Боги, поддерживающие войска >> |
|
Библиотека: |
Гомер «Илиада» |
Троянская война · одно центральных событий в греческой мифологии. Появление Троянской войны древние источники разъясняют волей Зевса, пожелавшего или «уменьшить бремя земли» (Eur. Hel. 36-41; Procl. Chrest. 1), или отдать возможность прославиться божественным героям, или сохранить в памяти потомства красоту собственной дочери Лены (Apollod. epit III 1). Толчком к войне послужил спор меж 3-мя богинями — Герой, Афиной и Афродитой за обладание яблоком, которое подбросила им Эрида с надписью «прекраснейшей» («яблоко раздора») (Apollod. epit. III 2). Невпроворот-видимому, уже довольно рано мифологическая традиция приурочила это событие к свадьбе Пелея и Фетиды, на которую были приглашены все боги, не считая Эриды (Hyg Fab 92). Чтоб рассудить заспоривших богинь, Зевс поручил Гермесу отвести их на гору Иду (в Троаде), где пас стада молодой Парис.
Поставленный перед необходимостью выбора и прельщенный обещанием Афродиты отдать ему любовь Лены, Парис признал Афродиту прекраснейшей богинь (Eur. Troad. 924-932), чем снискал для себя в предстоящем ее помощь, но навеки сделал своими неприятелями Геру и Афину (Гомер «Илиада», XXIV 25-30). Сиим разъясняется поддержка, которую Афродита в процессе войны изъявляет троянцам, буква Гера и Афина — их противникам ахейцам. Потом Парис приплыл на корабле в Грецию, тормознул в доме Менелая и, воспользовавшись его отъездом, при содействии Афродиты уверил Лену кинуть Спарту и супруга и стать его супругой (Apollod. epit. III 3). Похищение Лены и явилось прямым поводом войны.
При поддержке собственного брата Агамемнона Менелай собрал огромное войско, потому что бывшие женихи Лены были соединены совместной клятвой мстить в возникнувшем случае необходимости за оскорбление ее жена (Hes. frg 204, 78-85; Eur. Iphig. A 57-71). В составе ахейского войска попали знатнейшие герои: Одиссей, Филоктет, оба Аякса, Диомед, Сфенел, Протесилай и остальные. Удалось привлечь к походу также Ахилла (Hyg Fab. 96), хотя он не участвовал в соискании руки Лены (Hes frg. 204, 87-92). Ахейский флот, собравшийся в беотийской гавани Авлиде, насчитывал выше тыщи кораблей. (1013 — Apollod epit. III 14, 1186 — Гомер «Илиада», II). Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как самый мощный ахейских царей.
Ко времени пребывания ахейского войска в Авлиде источники относят два действия. 1-ое — знамение, посланное ахейцам богами у алтаря Аполлона: возникновение змеи, похитившей гнезда восемь птенцов совместно с их мамой. Калхант растолковал это явление так: Троянская война будет длиться девять лет и окончится победой греков лишь на десятом году осады (Гомер «Илиада», II 299-330). 2-ое знамение — жертвоприношение Ифигении. Невпроворот одному вариантов сказания, эти два действия разделены друг от друга 10 годами: отплыв Авлиды впервой, ахейцы попали типо не в Трою, буква в лежащую южнее Троады Мисию. Плывя отсюда далее столкновения с царем мисийцев Телефом, греки попали в бурю и возвратились любой в свои родные места. Лишь деть прошествии 10 лет с того момента похищения Лены ахейское войско опять собралось в Авлиде, и тогда Агамемнону пришлось принести в жертву Артемиде свою дочь Ифигению, чтоб обеспечить благополучное прибытие флота лещадь Трою (Apollod. epit. III 17-23). В этом случае разорение Трои следует отнести к двадцатому году далее похищения Лены (Гомер «Илиада», XXIV 765 след). Так как, но, настолько значимый интервал меж началом Троянской войны и падением Трои значительно нарушает всю остальную эпическую хронологию, 1-ая экспедиция принимается в расчет далековато не практически во всех источниках.
Невпроворот пути в Трою греки тормознули на полуострове Тенедос, где Ахилл убил царя Тенеса, буква Филоктета укусила змея, и он был оставлен на полуострове Лемнос (Apollod. epit. III 26-27; Plut. Quest, graec. 28). Перед посадкой на троянской равнине греки выслали Одиссея и Менелая для переговоров с троянцами о выдаче Лены и возвращении сокровищ. Посольство завершилось безуспешно, и война стала неминуемой (Гомер «Илиада», III 205-224; XI 138-142).
Главные действия Троянской войны развернулись на ее десятом году. Временное самоустранение от боев Ахилла (оскорбленного тем, что Агамемнон отнял у него пленную Брисеиду) дает возможность проявить свою доблесть остальным ахейским вождям (Диомеду, Агамемнону, Менелаю, Одиссею, Нестору и его отпрыску Антилоху, Аяксу Теламониду). Посреди троянцев основным героем является Гектор, так как правитель Трои Приам был очень стар для того, чтоб возглавить защиту городка. Потому что далее отказа Ахилла участвовать в военных действиях фуррор очевидно склоняется на сторону троянцев, подступающих к самым ахейским кораблям (кн. XV «Илиады»), Ахилл разрешает собственному наилучшему другу и побратиму Патроклу вступить в бой. Патрокл приостанавливает напор троянцев, но сам погибает от руки Гектора, поддерживаемого Аполлоном (кн. XVI). Ахилл, одержимый жаждой мести, сражает огромное количество противников; в поединке с ним погибает и Гектор (кн. XX-XXII). Но, как явствует уже послегомеровских источников, и далее этого у троянцев еще довольно сил, чтоб противостоять грекам. Хотя Ахилл и убивает в сражении пришедших на помощь троянцам предводительницу амазонок Пенфесилею и царя эфиопов Мемнона, сам он гибнет от стрелы Париса, направляемой Аполлоном. За орудие погибшего героя разгорается спор меж Одиссеем и Аяксом Теламонидом, завершающийся самоубийством оскорбленного Аякса (Apollod. epit. V 6-7; Soph. Ai).
Новейший шаг Троянской войны связан с прибытием лещадь Трою Филоктета с Лемноса и Неоптолема со Скироса. От стрелы первого погибает Парис, 2-ой сражает мисийца Эврипила. Далее этого троянцы больше не рискуют выходить на битву в открытом поле, но для греков остаются все еще неодолимым препятствием массивные стенки Трои. Выход положения находит Одиссей; деть его совету мастер Эпей строит большущего древесного жеребца, в полое нутро которого скрывается отборный отряд ахейских воинов, буква остальное войско инсценирует возвращение на родину: спаливает лагерь на равнине, потом флот отплывает от троянского побережья и укрывается на полуострове Тенедос (Hom. Od. IV 271-289; VIII 492-520). На берегу ахейцы оставляют Синона, который вдохновляет троянцев ввести в город древесного жеребца как дар Афине. Ночкой спрятанные в чреве жеребца греки выбираются наружу и открывают городские ворота своим воякам, возвратившимся с острова Тенедос. Начинается избиение застигнутых врасплох троянцев. Все мужское население гибнет, кроме Энея с несколькими соратниками, получающего от богов указание бежать взятой Трои, чтоб возродить ее славу в другом месте (Verg. Aen. II). Дам Трои также ожидает горестная толика: Андромаха становится пленницей Неоптолема, Кассандру отдают в наложницы Агамемнону, Поликсену приносят в жертву на могиле Ахилла (Eur. Troad. 240-291). Город погибает в ужасном пожаре.
В лагере ахейцев сходу же далее падения Трои появляются распри (Apollod. epit. VI 1). Аякс Оилеид, осквернив насилием над Кассандрой алтарь Афины, навлекает на отплывший ахейский флот гнев богини (Eur. Troad. 69-94). Во время ужасной бури почти все корабли погибают от волн и ветра, остальные разбиваются на прибрежных горах, обманутые неверным сигналом Навплия. Менелая и Одиссея буря вносит в дальние страны, далее что начинаются их многолетние скитания. Агамемнон же деть возвращении домой становится жертвой комплота собственной супруги Клитеместры и Эгисфа.
Миф о Троянской войне представляет собой непростой комплекс фольклорных мотивов и геройских преданий. Такие классические сюжеты, как «похищение супруги», спор за нее (схватка Менелая с Парисом в III кн. «Илиады»), богатырский поединок (Гектора и Аякса в VII кн., Ахилла и Гектора в XXII кн.), оплакивание героя и погребальные игры (в честь Патрокла в кн. XXIII) слились в сказании о Троянской войне с мемуарами о исторических событиях, имевших пространство в крайнее столетие существования микенской цивилизации.
Поселение Троя (известное в древности почаще лещадь заглавие Илион), возникшее уже в самом конце IV тыс. до н.э., в силу собственного стратегического положения на пути Средиземного в Темное море не один раз становилось объектом нападения примыкающих и отдаленных племен. Разрушение ее посреди XIII в. до н.э. в итоге войны троянцев и их союзников с объединением ахейских стран отпечатлелось в памяти потомства как наикрупнейшее событие прошедшего, при этом на гомеровскую Трою были бы перенесены представления и о ее предшественнике — богатом городке, также погибшем в огне пожара в самом конце III тыс. до н.э.
С установления историчности целого ряда схваток за область Троады во II тыс. до н.э. не стоит созодать вывод о таковой же исторической достоверности описания Троянской войны и ее участников в древнегреческом эпосе, окончательное оформление которого вышло в VIII-VII вв. до н.э. и отделено от описываемых там событий IV-V столетиями. При формировании древнегреческого эпоса действовали общие для геройской поэзии всех народов законы концентрации деяния вокруг одного сюжетного центра и принципы типизации геройских образов.
Вместе с «Илиадой» действия Троянской войны были отражены в не сохранившихся, но узнаваемых в поздних пересказах «повторяющихся» поэмах VII-VI вв. до н.э. («Эфиопида», «Разрушение Илиона» и «Малая Илиада»), использованных, возможно, Вергилием во II книжке «Энеиды» и поздним поэтом Квинтом Смирнским (IV в. н.э.) в компилятивной поэме «Продолжение Гомера». С афинских трагедий V в. до н.э., обильно черпавших материал киклического эпоса, разорению Трои посвящены «Троянки» Еврипида, использованные в одноименной катастрофы Сенеки. Для средневековой Европы одним источников служили позднеантичные повести «Ежедневник Троянской войны» и «О смерти Трои». Конкретно к сиим произведениям почти во всем всходят средневековые «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора, «История разрушения Трои» Гвидо де Колумна, также славянские повести XV в. «О разработке и пленении Тройском» и «Сказка о кралех». С произведений новейшего времени: опера Берлиоза «Покорение Трои», драма Жироду «Троянской войны {не будет}».